Радиомодели
Типоразмеры (масштабы) железной дороги
Железнодорожное моделирование — это интересно и увлекательно, такое хобби тесно связано с изучением истории, умением разбираться в технике, помогает развивать фантазию и объемное мышление. В начале своего пути, практически каждый начинающий моделист сталкивается с проблемой выбора масштаба для своей первой железной дороги. От этого зависит размер макета, наличие локомотивов, вагонов, рельсов и других необходимых составляющих.
Рассмотрим основные масштабы (типоразмеры) в железнодорожном моделировании.
H0 (1:87)
H0 — самый распространенный и популярный масштаб, ширина полотна в этом типоразмере равняется 16,5 мм. Это оптимальный размер для создания макета в закрытом помещении, размер позволяет создавать хорошо детализированные копии. В масштабе встречаются и узкоколейные варианты, они обозначаются, как H0m (ширина колее 12 мм), H0e (ширина колеи 9 мм), H0i (ширина колее 6,5 мм).
Железнодорожные модели H0 производят очень многие производители, самые известные Piko, Mehano, Roco, Brawa, ACME, Lima S.p.A.
TT (1:120)
Типоразмер ТТ довольно популярен в нашей стране из-за своей компактности. Ширина колеи в ТТ соответствует 12 мм. В этом типоразмере выпускается большое количество советских и современных российских локомотивов и вагонов. Также в ТТ есть узкоколейные варианты. Среди известных производителей ж/д моделей типоразмер ТТ представлен в Piko, Roco, Tillig Modellbahnen, Brawa, Gützold, Kuehn, Kato и др.
N (1:160)
Идеальный типоразмер для создания макетов, если нет много места. Ширина колеи — 9 мм. Был не особо популярен, но в последнее время становится очень популярным.
Выбор вагонов, паровозов и путевого материала пока не особо большой, но все же он есть. В типоразмере N есть узкоколейные варианты. Модели и аксессуары в этом типоразмере представлены в ассортименте производителей: Roco, Fleischmann, Brawa, TRIXб Bachmann, Lima, Arnlod, Kuehn.
Z (1:220)
Типоразмер Z — самый маленький из выпускаемых серийно. Практически не распространен в нашей стране из-за отсутствия в этом масштабе моделей советского и российского производства. Но, тем не менее, типоразмер Z довольно распространен за рубежом и постепенно появляется у нас. Модели в этом типоразмере выпускают компании Märklin & Cie, Brawa.
G (1:22,5)
Типоразмер G — это, так называемые, садовые железные дороги. Ширина колеи в этом масштабе соответствует 45 мм. Очень интересная и эффектная разновидность железнодорожного моделизма. На постсоветском пространстве только начинает приобретать популярность.
Эксплуатация таких моделей железных дрог возможна в любую погоду, в том числе зимой. Самый известный производитель железных дорог в типоразмере G и аксессуаров к ним — PIKO.
00 (1:76,2)
Популярный типоразмер в Великобритании и, имеет такую же ширину колеи, как и Н0. На территории постсоветского пространства практически не распространен, поскольку ограничен английскими железными дорогами. Самый известный производитель моделей железных дорог типоразмера 00 — английская компания Hornby.
0 (1:45)
К этому типоразмеру относятся английские модели в масштабе 1:43,5, североамериканские модели 1:48 и автомобили 1:43. Этот типоразмер широко представлен практически у всех производителей, однако не особо популярен в нашей стране.
Выбор типоразмера довольно субъективен и у каждого относительно распространенного масштаба есть свои поклонники, которые могут привести десятки аргументов в его пользу. Поэтому основным критерием все равно будет наличие свободного места и личные впечатления, достаточно воочию увидеть железнодорожные модели разных масштабов, чтобы понять, что вам больше нравится.